«Я иду по жизни с высоко поднятой антенной. Я люблю музыку. Я стал музыкантом потому, что я – такой фан. Не играть музыку, которую я люблю, кажется для меня странным. Один из ярчайших мастеров джазовой гитары, Пэт Метини (Patrick Bruce Metheny) родился 12 августа 1954 в городе Ли-Саммит штата Миссури. Патрик начал заниматься музыкой в восьмилетнем возрасте: последовав примеру старшего брата, он взялся за трубу. Но в 12 лет Патрик переключился на гитару, объясняя своё решение сложным переплетением судьбоносных обстоятельств: «Тому было много причин. Одна из них – мой брат Майк – превосходный трубач. К тому времени когда ему было двенадцать, он играл во многих известных точках Канзас-Сити и уже удивлял всех своим талантом. Быть его младшим братом и тоже играть на трубе – такое сравнение мне было не очень приятно, тем более, я должен признать, я не был от природы одарённым трубачом. Добавьте к этому необходимость носить скобы на зубах, которые усиливали болевые ощущения, и умножьте на культурный контекст того времени: всё это происходило с 1962 по 1965 годы, когда гитара внезапно стала иконой молодёжной культуры по всему миру, в основном благодаря «Битлз». Добавьте к этому то, что я смотрел «A Hard Day's Night» двенадцать или тринадцать раз, и то, что гитара была одним из инструментов, которые мои родители строго-настрого запрещали иметь в доме. Теперь сложите это всё, и вы поймете, насколько непреодолимы были силы, приведшие меня к гитаре». Так что поблагодарим ливерпульских революционеров за Пэта. Как показало время, он сделал правильный выбор – его незаурядные способности к игре на гитаре начали быстро развиваться. Закончив «Lee's Summit High School», Пэт поступил в «University of Miami», но ежедневные 12-часовые репетиции просто не оставляли времени на нормальную учёбу. Пэт решил уйти из университета, однако его не отпустили. «Когда я сказал, что я бросаю учиться, мне предложили место преподавателя, потому что у меня был большой опыт; на тот момент я уже в течение многих лет играл в Канзас-Сити, а также довольно часто выступал в Майами с Жако Пасториусом». Превратившись из ученика в учителя, Пэт и дальше не стоял на месте – кажется, каждое его решение открывало всё новые возможности. «В тот год я вернулся на Средний Запад, чтобы выступить на джазовом фестивале «Wichita Jazz Festival». Там был Гарри Бёртон, который обратил на меня внимание и предложил место преподавателя в «Berklee College of Music», потому что он знал меня по преподаванию в Майами. А спустя месяц или два после переезда в Бостон он связался со мной и включил меня в состав своей группы». Именно там, в группе Бёртона, Мэтини познакомился с клавишником Лайлом Мэйсом, а результатом их сотрудничества стал ансамбль «Pat Metheny Group» (1976). Этот коллектив был уникален по нескольким параметрам. Не преследуя никакой коммерческой выгоды, музыканты завоевали довольно широкую популярность (что вообще редкость для джазовой группы). В своём творчестве «PMG» синтезировали элементы этнической музыки разных народов (особое место здесь занимает южноамериканское течение). Музыканты выработали своё собственное «плотное» оркестровое звучание, нередко соединяя классическую технику контрапункта, метрические вариации и элементы музыкальной драмы. Музыкального дарования и энергии Мэтини хватало на многое: он часто записывался сольно, в дуэтах (с Джоном Скофилдом, Чарли Хейденом, Брэдом Мелдау, Джимом Холлом) и трио (с Жако Пасториусом и Бобом Мозесом, с Дэйвом Холландом и Роем Хейнсом). Гитарист также много работал в качестве сайдмена – с Хёрби Хэнкоком, Майклом Брекером, Джеком ДеДжонеттом, Орнеттом Коулманом, Чиком Кориа, Трилоком Гурту и многими другими. Его стиль складывается из смешения разных элементов пост-бопа, progressive и contemporary-джаза, фьюжн и мотивов Латинской Америки. «Я люблю находить в музыке аккорды, гармонию. Я достаточно консервативен в том смысле, что если я слушаю импровизацию и не слышу языка би-бопа там, где представляется возможным, то я попросту теряю интерес. Этим заметно выделяются авангард и практически всё, что называется джаз-роком». На вопрос, кто повлиял на его стиль, Пэт отвечает так: «Ударники в целом. Рой Хейнс оказал на меня колоссальное влияние: манера игры поверх границ тактов – то, что мне нравится пробовать, – в основном проистекла от прослушивания игры Роя. В области гитары я бы хотел особенно упомянуть Мика Гудрика – как музыканта, который действительно оказал на меня влияние. В то время когда я играл в группе Гарри Бёртона, он был вторым гитаристом, и он играл с невообразимой глубиной. Вообще-то, в группе Гарри на меня повлияли все. Стив Своллоу всё еще является для меня настоящим образцом в смысле фразировки, особенно его стиль движения по струнам. А сам Гарри остаётся сверхъестественным и непостижимым…» С начала своей карьеры и по сегодняшний день Пэт Мэтини остаётся одной из самых ярких звёзд джазового мира, посвящая музыке почти всё свободное время (большую часть своей жизни он проводит на гастролях, давая по 120-240 концертов в год). А ещё он 20-кратный обладатель премии «Грэмми» в 12 разных категориях. Пэт в целом избегает играть предсказуемую музыку, и, когда вы слушаете любую работу Мэтини, вас не покидает ощущение, что он рассказывает какую-то историю, которая всегда заметна в его игре, – историю, наполненную множеством увлекательных отрывков и эпизодов, очаровательных поворотов и отступлений, которые поначалу кажутся странными, но всегда оказываются безусловно оправданы. Ландыш Рифовна #PatMetheny #Jazz #JazzGuitar #JazzCalendar #ЛандышАхметгараева #12AugustJazz